Устранение шумов тормозной системы

Устранение шумов тормозной системы.

Каждый опытный автовладелец наверняка сталкивался с проблемой излишнего шума тормозной системы, создающего дискомфорт. В зависимости от причины появления эти шумы можно разделить на несколько типов. Чаще всего это скрежет и скрип.

Скрип тормозов – это обычная проблема и кошмар любого производителя тормозных колодок. Он появляется при «подскакивании» тормозной колодки в скобе дискового тормоза. Сам по себе скрип представляет собой явление резонанса шумов, возникающих между задней пластиной (backplate) и поршнем. Обычно это прекращается, когда колодка притирается к диску, но в некоторых случаях нужны дополнительные действия.

Скрежет, похожий на звук, издаваемый полностью изношенными колодками, часто возникает при установке полуметаллических и безасбестовых тормозных колодок.

Третья разновидность шумов, производимых тормозной системой, – шум желобчатых или засверленных (перфорированных) тормозных дисков (роторов), и по своему характеру может напоминать треск или звук взлетающего самолёта.

В процессе работы нашими экспертами было выявлено несколько вариантов решения проблемы скрипа тормозной системы.

Скрип тормозов можно попытаться устранить, установив специальные противошумные прокладки на заднюю поверхность тормозных колодок, часто такие прокладки поставляются с комплектом оригинальных колодок. Кроме того, их установка на каждой колодке необязательна, так как скрип чаще всего возникает со стороны поршня суппорта, а не со стороны подвижной скобы. При покупке неоригинальных колодок, противошумные прокладки отсутствуют (для удешевления детали), но некоторые производители делают специальное противоскрипное нанесение на заднюю часть колодок. При замене колодок, в случае отсутствия противошумных прокладок в комплекте, используют старые прокладки, снятые с изношенных колодок. Старые прокладки обычно теряют свою форму и эластичность, так как длительное время были подвержены перегреву и давлению, поэтому они не могут полноценно гасить шум и отводить тепло от колодок. Изношенные пружинные скобы могут давать такой же эффект.

Стоит заметить, что в практике устранения шума тормозной системы встречаются случаи применения смазок общего назначения. Мы настоятельно не рекомендуем нанесение таких смазок, особенно низкотемпературных, на заднюю поверхность тормозных колодок, поскольку эти смазки являются агентами уменьшающими трение, в то время как тормозная система представляет собой единственную часть автомобиля, которая предназначена для эксплуатации силы трения. Тем не менее, существует определённый смысл в использовании ряда специализированных «противоскрипных» материалов на полимерной, силиконовой или каучуковой основе, которые являются достаточно вязкими, чтобы удержаться в месте нанесения при высоких температурах, и в то же время способны уменьшить скрип тормозов.

Исследуя некоторые системы дисковых тормозов производства компаний BMW и Audi, мы обнаружили, что нанесение фасок (скосов) шириной в четверть дюйма, или 5 мм, на переднюю и заднюю рабочие грани тормозной колодки приводит к эффекту почти полного устранения скрипа. На многих тормозных колодках ОЕ имеются фаски подобного рода. Вышеописанные меры должны предприниматься квалифицированным механиком, специализирующимся в данной области, с соблюдением технически предусмотренных размеров.

Одной из наиболее заметных причин, вызывающих скрип тормозов на автомобилях, находящихся в процессе эксплуатации, является плохое состояние тормозного диска. Новые колодки часто продолжают скрипеть из-за вибрации, пока не произойдёт их полное притирание по месту. Чем хуже техническое состояние диска, тем больший период времени потребуется для притирки колодок. Тормозные колодки, которые не достигли уровня поверхностного контакта с диском не меньше, чем 90%, будут скрипеть постоянно. В нашей практике встречалось много таких примеров – колодок, соприкасающихся с диском на очень ограниченном пространстве – «губе», оставшейся по внешнему и внутреннему краю истёртого практически до «корытообразного» состояния, своевременно не заменённого или восстановленного диска.

Скрежет или скрежещущие звуки. Причина их появления может заключаться непосредственно в материале, из которого изготовлены тормозные колодки. Мы установили, что нанесение бороздки (углубления) по центральной линии колодки может существенно снизить вероятность появления данного вида шума. Бороздки по центральной линии колодки также полностью устраняют всякую возможность появления трещин на её поверхности в центральной области, где отмечается максимально высокая температура при торможении и может происходить деформация по типу «выпирания».

Шум тормозного диска. Звук, вызванный применением тормозных дисков с просверленными отверстиями или с поверхностью, покрытой желобками, достигает максимального уровня в период обкатки дисков, и становится существенно тише после пробега в несколько сотен километров, когда колодка притирается к диску и становится плоской. Описанная ситуация не выходит за рамки гарантийных обязательств компании-производителя и обычно является «частью программы» в период обкатки, о чём мы всегда предупреждаем клиентов, заказывающих желобчатые и перфорированные диски.

В целях устранения шума никогда не протачивайте трущуюся поверхность тормозных дисков!

При появлении шума тормозной системы проверьте техническое состояние тормозного диска (ротора), замените его при необходимости.

Дайте тормозным колодкам время должным образом притереться к диску.

Снимите фаску шириной 5 мм с края колодки на левой и правой грани.

При необходимости используйте специальную «противоскрипную» смазку на силиконовой или каучуковой основе.

Различные производители оснащают свои автомобили отличающимися по конструкции тормозными системами, соответственно регламент их обслуживания и используемые комплектующие тоже различаются.

К примеру, BMW (525i) при замене колодок рекомендует замену датчика износа тормозных колодок (720 руб.), обычно поставляемого отдельно. На автомобилях старше 4 лет и фиксирующие пружины (290 руб.). В конструкции тормозной системы вместо противошумных прокладок, как и во многих других автомобилях, предусмотрено использование специальной пасты стоимостью около 40 рублей. Напрямую эта техническая информация у некоторых брендов автопроизводителей может не указываться. Некоторые фирмы производители неоригинальных запчастей, например Textar, по ставляют колодки с противошумным слоем, уже нанесённым на тыльную сторону колодки. Помимо комплекта оригинальных передних колодок для данной модели (3300 руб.), можно использовать колодки фирмы Textar (2462 руб.), TRW (2092 руб.) или Mintex (1489 руб.).

На Audi А6, в отличие от BMW 525i, комплект оригинальных передних колодок поставляется в сборе с датчиками износа (3800 руб.). Помимо оригинальных колодок можно воспользоваться колодами фирмы Textar (1953 руб.), Ferodo (1792 руб.) или Mintex (1230 руб.). В рем. набор по мимо фиксирующей пружины (188 руб.) входит рем. Набор суппорта (522 руб.) и направляющих (430 руб.). Противошумная смазка также требуется. Смазка фирмы SWAG обойдётся порядка 560 рублей.

В рем. набор передних тормозов Range Rover M57 D30 входит только комплект пружин (270 руб.), пыльников (560 руб.) и рем. набор суппорта (834 руб.) Ни прокладок, ни противошумной смазки заводом производителем не предусмотрено, но применение противошумной смазки может стать одним из решений проблемы скрипа тормозов. Так же, как и в случае с автомобилями, рассмотренными выше, помимо комплекта оригинальных передних колодок (3711 руб.) можно воспользоваться колодами фирмы Textar (1837 руб.) и TRW (2046 руб.).

На Nissan X-Trail Производитель одним комплектом поставляет набор термостойких, противошумных пластин и фиксирующих пружин (2100 руб.) Рем. Набор суппорта обходится хозяину в 1600 рублей. Может понадобиться термопаста. Комплект оригинальных передних колодок обойдётся в 2700 рублей, а их замена от фирмы Textar 1464 рублей. Mintex – 1199 рублей.

Чтобы обслужить Lexus RX330, понадобится набор противошумных пластин (910 руб.), комплект креплений (480 руб.) и рем. Набор суппорта (1580руб.) Может понадобиться термопаста. Помимо комплекта оригинальных передних колодок (3170 руб.) можно воспользоваться колодами фирмы Textar (2476 руб.), TRW (1649 руб.) или Mintex (1022 руб.). В комплект оригинальных колодок Toyota Camry входит набор фиксирующих пружин (общая стоимость комплекта около 2650 рублей). Замена комплекта колодок от фирмы Textar обойдётся в пределах 1151 рубля. Комплект противошумных пластин поставляется вместе с термопастой (660 руб.) Набор (пружин) креплений (1045 руб.) Рем. набор суппорта (1150 руб.)

Причины возникновения шумов тормозной системы различны, и способы их устранения могут быть разные. В некоторых случаях достаточно сменить колодки, в некоторых – тормозные диски, но самым лучшим способом является полное обслуживание тормозной системы по регламенту производителя с учётом условий эксплуатации автомобиля.

Всегда соблюдайте минимально допустимуютолщину диска, указанную в каталогах, для обеспечения максимальной безопасности и во избежания перегрева диска при торможении и выскакивания колодок.